?????

??? ?????????????

??????? ? ??????

??? ??????? ?????

?????-???????????????
English version
????? ??????? ? ???????????
RDXC-2021: ???? ?????? ?????????

5 месяцев до RDXC  

Вообще-то, это должна была быть Калмыкия... О поездке на RDXC я задумалась осенью. Хотелось найти место, чтобы и не очень далеко, и чтобы там уже было не очень холодно, и чтобы редкий регион. Выбор пал на Калмыкию, нашла отличное место для разворачивания позиции. Дело было за малым – собрать команду.

5 недель до RDXC  

Команда никак не собиралась, и я поинтересовалась планами на контест у Димы RA9USU. Оказалось, что он тоже планировал экспедицию и тоже… в Калмыкию! Достаточно быстро мы достигли соглашения объединить наши усилия и приняли решение, что едем… Но нас опередил Максим RT2D, объявивший, что будет работать в RDXC из Калмыкии. До контеста оставалось 2 недели, а наша экспедиция оказалась под большим вопросом.

2 недели до RDXC  

5 марта Дима предложил ехать в Ингушетию. На Кавказе я пока не была и поехать туда очень хотелось, но перспектива ехать «в поля Ингушетии» меня немного пугала. Через несколько дней Дима сообщил, что связался с Тамерланом R7QR, который предложил работать с его позиции – антенн нет, но есть высота, домик и мачта высотой 30 метров. Решение было принято. 13 марта были куплены билеты на рейс Москва-Магас на 3 пассажиров со 150 кг багажа.

Ингушетия? Это где?
18 марта. 55 часов до RDXC  

Сборы были стремительные, и рано утром в четверг наша команда в составе двух Дмитриев (RA3ATX и RA9USU) и меня встретилась во Внуково. За успех мероприятия тут же был поднят тост стаканчиками с утренним кофе ??

За успех мероприятия! Дима I (RA9USU) и Дима II (RA3ATX).
52 часа до RDXC  

2.5 часа пролетели незаметно, и мы приземляемся в аэропорту Магаса.

Вот мы и в Ингушетии. RC5A и RA3ATX

Нас встречают Мусса UA6QB, живущий сейчас в Дагестане, но приехавший в Ингушетию для участия в соревнованиях, Темерхан и группа поддержки.

Дима RA9USU и Темерхан с нашим багажом

Сразу же едем на место, чтобы осмотреться. Место оказывается отличным с нашей точки зрения – 600 метров над уровнем моря, все направления открыты, 30-метровая мачта с площадкой, бетонные столбы, которые тоже можно использовать как мачты, отсутствие домов вблизи. Единственное, что вызывает вопросы – высоковольтная линия, проходящая рядом.

Наша позиция.

Пока мы знакомились с национальной кухней, уплетая дулх хьалатм (баранина с галушками) и запоминая названия местных лепешек: чапильгаш – лепешка с сыром или картошкой, хынгалыш – лепешка с тыквой, на позиции провели интернет.

48 часов до RDXC  

На разворачивание позиции у нас было 48 часов. За это время предстояло поставить все необходимые антенны – как минимум 6, по одной на каждый диапазон, а также развернуть 3 рабочих места.

С чего начинается радио?

Проведя рекогносцировку и наметив, какие антенны будем ставить, решили первым делом повесить Inverted V на 160, чтобы послушать, что у нас с приёмом. Увы, но приём оказался не очень – шум 9 баллов на 160. На скорую руку попробовали поискать источник помех в доме, выключив все лампы, зарядки и прожектор на мачте, но приём не улучшается. Оставляем проблему на потом - если останется время, растянем беверидж BOG.

Ловись оттяжка, большая и маленькая.

Уже в темноте устанавливаем вторую антенну - вертикал на 40.

Подготовка вертикала на 40.

На ночь отправляемся в Дубай. У нас забронированы места в отеле.

Вот так летели в Ингушетию, а оказались в Дубае :)
19 марта. 31 час до RDXC  

Утро встречает солнечной погодой – отличный денёк для антенно-полевых работ на свежем воздухе. С утра прогулялись по Назрани в поисках места, где можно позавтракать, но безуспешно – в 8 утра в городе всё было закрыто, даже железнодорожный вокзал.

Гордый кавказский орёл на вокзале в Назрани.
30 часов до RDXC  

Приехав на позицию, мы с удивлением обнаружили себя на Кавказе – вдалеке виднелись заснеженные горы и Казбек, прятавшиеся вчера за тучами. Сейчас бы кресло, чашечку кофе и наслаждаться видом…

Заснеженный Казбек, до которого всего каких-то 70 км.

Но не за этим мы ехали, поэтому, вооружившись мачтами, проводами, кабелем, оттяжками, кувалдой, антенным анализатором и, потеплее одевшись – яркое солнце компенсировалось сильным ветром, приступили к антенно-полевым работам.

Антенно-полевые работа. RA3ATX, RA9USU и UA6QB.

Первой к двум установленным вчера антеннам добавились 2 элемента Yagi на 40. 2 часа отборного королевского мата, распугавшего всех окрестных птиц, и задуманная Димой конструкция надёжно закреплена на площадке мачты, а антенный анализатор показывает заветную единицу.

Бум для 40-ки готов.
27 часов до RDXC  

Сразу проверяю работу антенны, собрав небольшой pile-up на 40 в телеграфе, – антенна работает прекрасно! На 100 Ватт зовут и наши азиаты, и Европа. Дима RA3ATX тут же запускает FT-8, чтобы все желающие уже могли сработать IN-07.

Самый ответственный процесс - измерительный.

Пока компьютер проводит связи, мы продолжаем развешивание антенн: следующая по плану 3 элемента на 20-ку на верёвочном буме, растянутом между двумя столбами. 2 часа, и мы готовы переходить к установке вертикала на 80. Пока Дима I занимается подготовительными работами, мы с Димой II работаем в эфире.

3 элемента на 20-ку почти готовы, осталось только растянуть и закрепить элементы.
21.5 час до RDXC  

Около 5 часов вечера звонит Вася RA1ZZ, который будет представлять в соревнованиях соседнюю Чечню, и жалуется, что у него очень много помех и он даже подумывает об однодиапазонном зачёте. Во время телефонного разговора наш эфир тоже резко ухудшается – появляется треск, а неподключенные антенные разъёмы начинают шипеть и щёлкать. Выглядываем из домика, а над нами вместо солнца – чёрная туча. Срочно отключаем всю аппаратуру.

Под тучкой.

Минут 30 наблюдаем за голубым свечением на разъёмах. В какой-то момент разряды начинают летать между усилителем и стоящим на нём ноутбуком. Аккуратно сдёргиваем ноутбук. С замиранием сердца включаю – уф, нормально, живой :)

Весёлые искорки.

Через час разъёмы затихают, включаем всё обратно и подсчитываем потери. Минус блок питания для трансивера, минус зарядка USB, минус клавиатура. Невосполнимых потерь нет – зарядки ещё есть, клавиатуры тоже, запасной блок питания Мусса обещает привезти из дома утром.

Подготовка вертикала на 80 к установке.

Пока наблюдали за сиянием, начинается дождь. Поднимать штырь под дождём в темноте никому не хочется, поэтому антенно-полевые работы дня объявляются завершёнными, а мы отправляемся в Назрань, чтобы, наконец, позавтракать, пообедать и поужинать.

После ужина возвращаемся на позицию. Чтобы сэкономить время утром, нарезаем элементы для яг на 15 и 10.

16.5 часов до RDXC  

Вечером решаем, что работать будем в подгруппе Multi-multi - учитывая почти полевые условия, на победу в M2 или MS рассчитывать было бы очень самонадеянно, а основная цель нашей экспедиции – раздать как можно больше мульта IN. К тому же Мусса обещает привезти ещё один самодельный усилитель на 2-х ГУ-82, так что у нас получается 3 полноценных рабочих места – по одному на каждого оператора.

Перед сном собираемся немного размяться в эфире – проверить, как работают антенны, как слышим мы, как слышат нас. Включаю Microham... Он включается на 3 секунд и… гаснет. Дима II вскрывает пациента. Увы, диагноз неутешительный – похоже, сгорела микросхема, отвечающая за CAT. Цена вопроса – 34 рубля и минут 20 на пайку. Если бы мы были в Москве. А в Назрань нужную микросхему готовы доставить… к 1 апреля ? Ещё одна жертва статики. К счастью, часть интерфейса, отвечающая за телеграф, не пострадала. Темерхан обещает попробовать утром найти в городе микросхему, хотя шансы на успех призрачны. В худшем случае придётся управлять трансивером вручную. Печально, но не смертельно, учитывая, что мы будем мультом и бОльшую часть времени планируем работать на CQ.

Вскрытие пациента: пациент скорее жив, чем мёртв, или наоборот?

На 40-ке отвечает Европа и японцы, не обходится без приятных встреч со знакомыми – RM2D, DL5AXX, R9RT, LZ3SM. После 40-ки пробую 160 – диапазон шумит, но Европу слышно неплохо. Опять много приятных встреч со знакомыми RX3APM, UA1TAN, RU3SD, R2EA, RU6K, YO6DDF, RU7A, RN3CT. Отлично слышно Иркутск, в котором неплохо нас слышат и на 100 Вт.

20 марта. 7 часов до RDXC  

С первыми лучами солнца... Нет, мы не вышли в поле с первыми лучами солнца – ведь перед контестом требуется хорошо отдохнуть и выспаться, тем более что нам предстоит 24-х часовая смена с небольшими перекурами. Первыми в поле выходим мы с Димой I, а Дима II, Мусса и Дауд присоединяются к нам чуть позже, но в самый ответственный момент – как раз, когда вертикал на 80-ку готов к подъёму.

Вертикал на 80-ку поднят!
5 часов до RDXC  

За 5 часов до старта нам остаётся повесить Yagi на 15-ку, собрать VDA на 10-ку, а также разобраться с электричество и заземлением в шэке. На электричество был брошен Дима II, а остальные участники команды занимаются антеннами.

Три элемента на 15-ку готовы!
4 часа до RDXC  

К 3-м элементам на 20-ку добавляется 3 элемента на 15-ку. Пока Дима I с Муссой и Даудом собирают и устанавливают последнюю антенну на 10-ку, я присоединяюсь к Диме II в шэке. Пора навести порядок и облагородить шэк для местного телевидения, о визите которого нас предупредил Тамерлан.

RA3ATX на все руки мастер!
2 часа до RDXC  

Все антенны установлены и готовы к контесту. Остаётся докоммутировать и настроить рабочие места. Минут 30 Дима II колдует над шнурком для CATа для моего K-3, чтобы не пришлось переключать диапазоны вручную, но, увы, безуспешно.

Планировали сделать VDA на 10-ку, а получились полноценные 4 элемента Yagi, поставленные вертикально.

Похоже, усилители дружно решили проверить Диму II на прочность и соблюдение правил техники безопасности: вчера мой, в общем-то, мирный Juma разрядился в него статикой, а сегодня самодельный от RK6JR во время подключения шарахнул анодным так, что Дима подпрыгнул и вскрикнул от неожиданности.

Вот эта красота и проверила Диму на прочность.
60 минут до RDXC  

Группа поддержки привозит вкуснейший шашлык, чтобы мы могли подкрепиться перед началом 24-часового марафона. Попутно с обедом разбираемся с трансляцией на фейсбуке – попробуем вести прямой эфир нашей работы.

Обед контестменов.
10 минут до RDXC  

Как ни странно, но к началу соревнований мы полностью готовы и с нетерпением считаем минуты до начала, а не пытаемся судорожно починить какую-нибудь коробочку и прикрутить последний разъём, как это обычно бывает ??

Наши три рабочих места:

#1: Elecraft K-3 + Juma 1000, Inv V 160 m + 3 el. Yagi 20 m
#2: Kenwood TS-590SG + Expert 1.3KFA, 1/4 вертикал 80 m + 3 el. 15 m
#3: Kenwood TS-590S + PA ГУ-82, 2 el. Yagi 40 m + 1/4 vertical 40 m + 4 el. VDA 10 m
12:00 UTC. Старт!  

Начинаем с верхов: я – 20/SSB, Дима I – 15/CW, Дима II собирает 10-ку, которой почти нет. Зовут отлично и за первый час в логе – 317 QSO. После перехода третьего места на 40-ку темп возрастает и второй час получается рекордным – 347 связей. Около 15:00 15-ка закрывается, и Дима переходит на 80-ку.

Хватит фотографировать! Давай работай!

В 15:12 весело и непринужденно преодолеваем рубеж в 1000 связей. 20-ка закрывается достаточно рано – около 16:30. Небольшой перерыв и я перехожу на 160. Уровень помех не уменьшился, но зовут хорошо и слышно неплохо.

В течение 9 часов удаётся держать темп в районе 300 связей/час. После 12 часов работы – в логе почти 3300 связей.

RA3ATX & RA9USU

Темп резко падает, начинается самое тягомотное время. Мусса не спит вместе с нами, поддерживая морально и следя за уровнем кофе и тархуна в наших кружках. Около часа ночи (4 утра) меня отпускают вздремнуть пару часов. От напряжения заснуть получается не сразу, но даже просто полежать с закрытыми глазами и без гарнитуры на ушах – уже неплохо.

Вечерние огни Ингушетии

Дима I будит меня около 6 – скоро рассвет, надо собрать мульты на 160. Быстренько протираю глаза и сажусь за радио. Мульты есть, но почти всех слышно на уровне шумов. Без особой надежды на успех зову и… с первого раза дозываюсь LB6GG, NP2X и CR6K.

Вторая половина контеста идёт тяжелее. После открытия 20-ки темп подрастает до 240 связей. Надежды на 10-ку не оправдываются, хотя Диме II и удаётся поймать небольшой всплеск прохождения с 6 до 9. Большую часть времени работаем телеграфом – и зовут лучше, и меньше мешаем друг другу: голоса у всех громкие и в SSB начинают заглушать слабые сигналы корреспондентов ??

Усилитель от RK6JK.

Часов в 11 утра к нам приезжает местное телевидение, чтобы сделать репортаж об участии ингушской команды в международных соревнованиях. Это для нас – просто очередной RDXC из интересного места, а для самой маленькой российской республики – это важное событие.

За 50 минут до конца соревнований берём рубеж, о котором и не мечтали, - 5000 связей, а минут за 20 до финиша – 11 млн. очков.

Результат 24-х смены трёх операторов.
21 марта 11:59 UTC. Финиш!  

24 часа практически беспрерывного зова пролетели на одном дыхании даже несмотря на не самое лучшее прохождение – K=4, A=6. Вся аппаратура, заставив нас немного понервничать до соревнований, во время контеста вела себя прекрасно, отработав без единой поломки.

Команда R7QR после финиша: RC5A, UA6QB, RA9USU, RA3ATX
1 час после RDXC  

Немного восстановив силы изумительным шашлыком, привезённым к окончанию соревнований Темерханом, отправляемся на демонтаж позиции – сегодня надо успеть снять все антенны и разобрать рабочие места.

Строили, строили, а теперь быстренько всё разбираем :)
4 часа после RDXC  

О нашем антенном поле напоминает только одинокий диполь на 160, который Дима предлагает опустить, но не снимать.

5 часов после RDXC  

Снова отправляемся в Дубай. Открывается второе дыхание, и мы ещё некоторое время сидим и подводим промежуточные итоги, пытаясь найти, что упустили и где могли сделать больше. Хотя ещё 30 часов назад никто из нас и не рассчитывал показать такой результат и провести больше 5 тысяч связей с позиции, построенной за 48 часов.

17 часов после RDXC  

В 7:30 утра мы снова на позиции. За ночь все холм покрылись снегом – красота!

И с высоты вам шлю привет!

За 3 часа упаковываем багаж – на это вчера вечером сил уже не было. Зря мы рассчитывали, что на обратном пути наш багаж уменьшится – часть провода и кабеля мы предполагали оставить. То, что мы оставляли, компенсировалось вкусными подарками. Нельзя же отказаться от земляничного варенья, преподнесённого супругой Дауда, или от коробки вкуснейших ингушских яблок, которые мы не успели съесть за всё время. В результате упорной борьбы за каждое яблоко (почти как за мульт в контесте) все свободные пустоты в чемоданах и карманах заняты яблоками. Пора выдвигаться в аэропорт.

Аэропорт Магаса.
23 часа после RDXC  

Самолёт «Побед» приземляется в международном аэропорту Внуково. И, быстро получив багаж, мы ещё минут 40 ждём, пока неторопливые сотрудники доставляют к багажным транспортёрам багажные тележки. Уже в машине выясняется, что в аэропорту мы на час разминулись с Максимом RT2D, вернувшемся из Калмыкии.

Наши "три вечерних платья" перед вылетом домой. Попробуйте утащить без тележки.
25 часов после RDXC  

Выгружаем багаж и нашего капитана у его офиса и, поделив по-честному яблоки, едем дальше.

26 часов после RDXC  

Дима II выгружает меня у дома. Наша, в общем-то, спонтанная экспедиция и для меня успешно завершилась.

    Огромное спасибо:
  • Димам за то, что всё было легко и просто,
  • Муссе UA6QB за участие в команде и всестороннее обеспечение нашей экспедиции на месте,
  • Тамерлану R7QR за превосходную организацию и удалённое сопровождение нашей экспедиции,
    И от всей нашей команды:
  • Темерхану Холухоеву, человеку без позывного, но искренне болевшему и всячески помогавшему нашей команде,
  • Дауду Белокиеву, ещё одному человеку без позывного, но помогавшему с установкой почти всех антенн,
  • а также Илесу RU6QQ, Мак-Шарипу Точиеву, Халиту и Баширу Танкиевым, Сали Кодзоеву, ТРК "Ингушетия" в лице Хавы Гогиева и Хавы Султыгова, руководству аэропорта "Магас" в лице Магомеда Руслановича Цурова, Мусы Салангиреевича Точиева и Ибрагима Албакова, и всем-всем местным жителям за интерес и поддержку нашей команды.

Описать кавказское гостеприимство словами невозможно – надо просто один раз оказаться на Кавказе в нужное время с нужными людьми. К сожалению, у нас не было времени, чтобы съездить в горы и познакомиться с природой и историей Ингушетии, но мы постараемся обязательно вернуться!

Больше фотографий - в фотоотчёте на ФБ
Репортаж ТРК "Ингушетия" (на ингушском языке)
Репортаж на "Россия 24" (на русском языке)

Фотографии RA3ATX&RC5A

27 марта – 2 апреля,
Москва




Написать письмо